Земля Эльзы за бетонной стеной

Екатеринбургский ТЮЗ, "Земля Эльзы" по пьесе Пулинович, в рамках проекта "Театр за бетонной стеной". Режиссер Илья Ротенберг.

Сначала цитата из программки. "Проект "Театр за бетонной стеной" возник в Екатеринбургском театре юного зрителя в 2002 году для представления спектаклей по современной драматургии - полемичных, провокационных, экспериментальных". Ну да, спектакль по пьесе Пулинович иначе как "по современной драматургии" быть не может. А вот чего-то провокационного я в нем не заметил. И это, возможно, самое главное положительное впечатление от спектакля. В кои-то веки просто хорошая постановка. По вполне понятной пьесе (как всегда у Пулинович, насквозь романтичной, но это же не минус для молодой девушки-драматурга), с прекрасной работой актеров, с точно подобранной музыкой, с вполне понятной и в то же время нетривиальной сценографией. И самое главное - с точным увязыванием одного с другим, с абсолютной цельностью получающегося зрелища, с точным чувством меры. Я не знаю, почему этот спектакль "экспериментальный". Ну, то есть может быть постановка спектакля в лучших традициях русского театра - это уже "эксперимент"? Ну тогда он вполне удавшийся.

И, к слову сказать, это первый виденный мной спектакль Ильи Ротенберга, нового главрежа ТЮЗа. Я рад знакомству. Рад за ТЮЗ и в целом за нас, зрителей. Еще один интересный режиссер - это же здорово!

И, еще раз, прекрасные актерские работы. К Эльзе можно предъявить единственную претензию - рановато Марине Егошиной прабабушек играть :-) С другой стороны, невеста, дождавшаяся своего суженного, получилась ну просто замечательно. Как всегда точна и убедительна Екатерина Демская, да и весь женский хор очень хорош. В том числе и в чисто музыкальном плане. Конечно, с оперными виртуозами драматическим актрисам, наверное, не равняться (впрочем, а кто их знает? Не слышал...) - но говорю же, спектакль идеально сбалансирован, и в репертуаре хора в основном романсы и народные песни - то, что надо и по сюжету и по исполнению. Впрочем, уже отмеченная романтичность самой пьесы влечет некоторую прямолинейность персонажей, их однокрасочность. Самый яркий пример - Виктор и Изабелла, хотя это относится почти ко всем персонажам, в том числе и к главным. К артистам это не претензия, что должны, то и делают, убедительно и достоверно. Но на этом фоне тем ярче выделяется единственный неоднозначный персонаж - Ольга, прекрасно сыгранная Дарьей Михайловой. Описывать нет никакого смысла, смотрите сами.

Пожалуй, единственный минус спектакля - Василий Игнатьевич. И снова, это в значительной степени претензия не к актеру, а к пьесе. На этой роли романтизм зашкалил и какой-то наш герой-любовник совсем ненастоящий. Ну просто логики нет в поступках. Человек на пенсии, мечта всей жизни - посмотреть мир. Деньги более-менее есть, приобретение дома в деревне может себе позволить. И что делает мечтатель? По пьесе - едет в деревню, покупает дом и сажает газон. Все это явно недавно - местная Эльза встречает его впервые. Зачем он сюда приехал? Чтобы встретить Эльзу? Да не знает он в момент покупки дома ни про какую Эльзу. Или жить тут хотел, на красоты местные любоваться? Чего тогда мозги пудрит девушке, да и сам, судя по всему, в это верит? Ну и дальше... Он чуток и внимателен к Эльзе, но вот она приходит ему сказать, что никуда не едет, а он щелк, - и всю чуткость выключил, моноложит как по-писанному... Наверное, он тоже более сложный персонаж, чем сделан в спектакле. Да и учитель он явно липовый, тут с достоверностью у авторов спектакля промашка.

Наверное, есть повод повторить то, что я уже несколько раз писал по другим поводам: спектакли нужно делать про то, что сам в состоянии прочувствовать. Молодым режиссерам следует ставить спектакли про молодежь. Тем более, если это явно способные режиссеры. Очень интересно, что будет дальше. Может я выдаю слишком много авансов по одному спектаклю, но очень уж хочется надеяться, что настоящий театр все-таки вернется на свои позиции в городе. Ну а эксперименты и провокации тоже останутся, но именно как отдельные акции на фоне таких спектаклей, как "Земля Эльзы" в ТЮЗе. Все должно быть соразмерно, всему свое место.

И, кстати, о местах. Зал был переполнен!

Источник: http://fdo-eq.livejournal.com/562679.html
Спектакль: Земля Эльзы