Как Зоя в ЦСД гусей кормила и Нюня

На прошлой неделе случилось посмотреть два спектакля в Коляда-театре. Ну, строго говоря, один - в Центре современной драматургии, но все же понимают... Однако по-порядку.

Сначала премьера спектакля "Нюня" Александра Сысоева по пьесе Коляды. Жанр по программке - макабр, по факту - перебор. Все в целом понятно, все по школе (колядовской, разумеется). Это, кстати, тоже не совсем похвала, неожиданности в театре в принципе должны быть в цене. Но если что и изменилось, то только в сторону все большего выхолащивания содержания из спектакля. Формально все правильно, хотели сделать жутик - его и поставили. Используя для этого все театральные методы - подобрали свет, музыку, пьесу. Хотя стоп! Вот тут-то как раз и перебор. Однако выглядело все именно так - пьеса в этом спектакле вторична. Вот как музыка - она вообще-то писалась сама по себе для других целей, но подошла к режиссерскому замыслу - и ее нарезали на кусочки, сформировали фонограмму, теперь она вошла в спектакль составной частью. Полное ощущение, что и с пьесой поступили так же. Вот показалась эта подходящей - ну герои и стали произносить из нее реплики и монологи, какая разница, какой текст, главное - напряжение. А поскольку напряжение есть в каждой хорошей пьесе (это один из главных признаков того, что пьеса хорошая), то могли вообще-то любую взять...

Жалко, пьеса-то действительно хорошая. Ее бы кто действительно взял поставить, всерьез - интересно было бы. Не ради образов макабров, а про двух стариков. Трогательных, слабых, наивных, жаждущих жить. Не про смерть пьеса-то! Кстати, нечего там на полтора часа размазывать. Вполне может быть, что лучше всего ее играть как половинку в спаренной постановке с какой-то другой, в театре Коляды это опять-таки вполне в традиции. Какая пьеса годиться ей во вторые половинки - не знаю, да и не мое это дело, кто возьмется ставить, тому и решать.

А в субботу Зоя в избушке на Тургенева гусей кормила. Пьеса Светланы Баженовой, ее же постановка. Тоже и пьеса коляда-стайл и постановка коляда-стайл, причем здесь уже, пожалуй, грань стилевой принадлежности школы выдержать не удалось. И постановка явно свалилась в подражание. Может это не стоит так уж строго судить, в конце-концов, девушка - еще только ученица, может для целей обучения так и надо. Копируют же студенты-художники картины мастеров, никого это не трогает. Да и ЦСД, насколько я понимаю, как раз и декларировалось как место для проб и ошибок. Но тогда уж копировать до конца. Не знаю, замечала ли Светлана, но в Коляда-театре до сих пор никто не унижался до того, чтобы в программке заранее пытаться рассказать зрителю, что он увидит в спектакле. Все как-то обходились театральным языком, заранее себе никто смыслов не выпрашивал. Зря это. Ну а что касается прочих детали и повторений... Обо всех не буду, но самая вопиющая - Владимир. Был уже и Марин в "Безымянной звезде", и Коля в "Банке сахара". Ну хватит уже изображать тех, кого не понимаете! Старший научный сотрудник у них на сцене, три ха-ха, если бы не было так грустно. Ну и в целом опять же для постоянного зрителя театра (это я о себе, да) одни и те же приемы - скучновато.

Хотя, конечно, ничего нового - это тоже не совсем так. Наконец-то повезло увидеть Вахова в роли, не требующей ни ломания голоса, ни бессмысленных дерганий, и оказалось, что он таки вполне может быть и органичным и точным. Из всего, что я до сих пор у него видел, Плоцкий - несомненно лучшая роль. А всего-то надо было - начать говорить своим голосом. Вот бы еще от Замураева такого бы дождаться. И, кстати, уже интересно вспомнить, как звучит голос у Натальи Цыганковой. По этим двум спектаклям явно видно, что она прекрасная актриса миманса, но мы же знаем, что она на самом деле может. Сильная работа у Алисы Кравцовой. По началу она, конечно, строит из себя деревню на сплошном наигрыше, но дальше - лучше, и сцены с Зоей у нее очень сильные, а финал с Плоцким - вообще блеск. Ну, Федоров, Зимина, Ягодин, Цвиткис - тут и говорить не о чем, и так понятно, на ком театр держится. В этом смысле тоже все как всегда, да, грех жаловаться.

Да вообще грех жаловаться. Коляда-театр живет, что-то происходит, застоя не предвидится. Ветераны на посту, молодежь пробует силы, жизнь идет. Есть, куда прийти.

Источник: http://fdo-eq.livejournal.com/555418.html
Спектакль: Нюня