Ричард третий в Коляда-театре

Коляда-театр, "Ричард III" по Шекспиру, постановка Коляды.

Очередная "классика в аранжировке" в стиле Коляды. С некоторых пор на их спектакли этого класса отзывы писать перестал, потому что одно и то же, и уже не интересно повторяться. Но пожалуй "Ричард" в этом ряду все-таки получился вполне удачным. Все вроде по-прежнему, но тем не менее, что называется, "цепляет" - а это единственный критерий хорошего спектакля.

Нет, все стандартные минусы остались. Основной - отсутствие актерских работ второго плана. Пьесу посокращали так, что от каждой роли (кроме главной) остались одни обрывки. Половину эпизодов можно выкинуть, никто и не заметит. Мельтешит куча народу, кто они, кем кому приходятся, чего хотят, как друг к дружке относятся - непонятно, да и, как я понимаю, никому особо и не интересно. Все одной краской, все без нюансов, но при этом с кривляниями, хлопотанием личиками, неестественными позами и движениями. Ну зачем, например, Кучик и Вахов коверкают голоса? Смысл какой? Придворные подобострастничают перед Ричардом - но никому сыграть это не дали, вместо этого заставили лизать ему сапоги. На саму эмоцию у артиста времени просто не остается, изобразил лизание - отошел в тень. Дамы уступают Ричарду, но прожить это не дали ни Ермоловой, ни Вершининой, им не до того, надо пакетики ловить. Ни та, ни другая своей трагедии не сыграли просто потому, что не успели, им слишком мало времени отвели. Ну да, нужно же утолкать пьесу в два акта, при этом танцы тоже время отнимают... В итоге общее впечатление - бетономешалка персонажей и событий, плюс на заднем плане вентилятор - это Шекспир крутится в гробу от того, что сделали с его пьесой. И все бы ладно, но почему все так грубо, в лоб, прямыми символами, почему не прожить, не дать артисту сыграть, а зрителю посопереживать? И почему, интересно знать, такое раз за разом происходит в Коляда-театре на классических пьесах, в то время как при постановках пьес самого Коляды все совсем не так?

И среди всего этого - Ричард. Тоже отчасти схематичен в некоторых сценах, например, в эпизодах "Ах, на меня клевещут...". Но это как раз мелочи, в основном он точен и подробен. И складывается впечатление, что на самом деле весь этот "Ричард третий" - моноспектакль Олега Ягодина. Да, в некоторых декорациях, и у созданию этого антуража по странной приходи режиссера привлекли живых артистов. А можно было кукол. Или вообще манекенов. А может театр одного актера и задумывался?

Ничего, конечно, не задумывалось, просто так получилось. На самом деле очевидно, что хотели добиться зрелища, вот и упустили все остальное. Но уж зато - и это важно! - чего хотели, того добились. Без всяких вторых смыслов, шоу получилось шикарное. Учтем, что это ведь их первый такой масштабный спектакль на новой сцене, старая по постановочным возможностям с ней ни в какое сравнение. Вот и купались в новообретенных эффектах. Все эти лучи, тени, проекторы... В итоге, повторяю, получилось очень сильно. И стильно. Коронация Ричарда, финальная сцена на поле боя, традиционная увертюра - все великолепно и впечатляюще.

Но только картинка - это еще не спектакль.

Ну вот так. Раскритиковался... Ну, каждый любит театр по-своему, а идеал вообще недостижим, с чьей бы то ни было точки зрения. Я хочу подробностей человеческих отношений, точности, нюансов. В Коляда-театре предостаточно спектаклей для таких, как я. "Ричард третий" - в какой-то мере тоже, но вот... Но вот.

Источник:http://fdo-eq.livejournal.com/538013.html
Спектакль: Ричард III