Говорят, оформление книжек - тоже искусство

"Школа для дураков" в челябинском камерном театре. Инсценировка и постановка Ларисы Александровой по мотивам романа Александра Соколова.

Еще один спектакль-иллюстрация, а не самостоятельная пьеса. Ибо, в очередной раз, первый долг автора - рассказать историю. В "Школе для дураков" этого нет, сюжет ни хорош и ни плох - он просто отсутствует. Есть переживания персонажа по нескольким поводам, не связанные между собой, и не приводящие ни к каким событиям. Попереживали - забыли, идем дальше. При этом интересно, что в каждом эпизоде сам ученик такой-то вполне активен в своих комплексах, поисках, борьбе с самим-собой. А остальные персонажи - просто антураж. Получается иллюстрация в иллюстрации. Девушка на почте, Вета Аркадьевна, Роза Ветрова... О них рассказывают - они показывают. Живые картинки. Примитив. Кукольные персонажи. Единственное исключение - работа Ирины Галаевой. Когда я смотрю на нее, понимаю, что она - мать. Не потому, что ее так называют, а потому, что я вижу ее отношение к главному герою, и понимаю, что это - материнская любовь, стремящаяся помочь, защитить, утешить. Понимаете разницу? Не программка продекларировано, а я, зритель, видел...

Рядом болтается Норвегов с чугунным флюгером на колесиках. Наверное, в романе это важный персонаж, но кто он и чем занимается в спектакле - совершенно непонятно. А в финале вдруг ни с того ни с сего разражается страстным монологом. Почему, откуда, как этот монолог связан с тем, что мы видели перед этим? По-моему автор инсценировки просто не озаботилась тем, чтобы проследить, что в каждый момент знает зритель о том или ином персонаже. Кстати мне кажется, что если бы автор об этом думала, то и без сюжета постановка не осталась бы.

Артисты работали как всегда в камерном, в полную силу... по мере того, как им это позволялось. Тот же самый заключительный монолог Норвегова Дмитрий Олейников сделал замечательно. И эпизоды борьбы главного героя с самим собой Петр Артемьев и Дмитрий Бликнов сделали замечательно. Тут у них есть конфликт, каждая половинка чего-то добивается, они это не рассказывают, а проживают - и возникает театр. Не надо ничего вещать, проживите здесь и сейчас, и мы, зрители, это поймем и оценим. Мы же не дураки...

Совсем не все плохо в этом спектакле. Есть интересные постановочные решения, в общем-то при отрывочности происходящих событий все-таки в спектакле есть цельность, выбранные приемы выдержаны до конца, как зрелище он вполне смотрится. Наверное, это хорошая иллюстрация к роману-основе. Но все-таки никак не самостоятельная картина.

Впрочем, возможно никто и не претендовал...

Источник: http://fdo-eq.livejournal.com/533764.html
Спектакль: Школа для дураков