«Великолепная четвёрка», или «Иллюзии» постоянства

Ивана Вырыпаева сложно назвать классическим драматургом, «удобоваримым» для постановок на театральной сцене. В его действии не происходит ничего с точки зрения этого самого действия, а тексты пьес как будто вспоминаются из наших собственных переписок, диалогов в самые грустные и искренние моменты жизни с самыми приближенными людьми. Приближенными.
С точки зрения воспринимающего сознания рецепт спектакля уникален: если ты уже достаточное время находишься в отношениях с женщиной, и социальные намёки на «пора бы узаконить» становятся настойчивыми, погрузи свою пассию в «Иллюзии» по Вырыпаеву, и одним бессмысленным браком станет меньше. С другой стороны, спектакль никак не отразится на предмете вашей страсти, наделённом разумом, несерьёзностью отношения, особенно если это «женщина с хорошим чувством юмора». Недоприкосновения между актёрами, попытки танца, нечёткость линий настраивают зрителя на прерванность всей атмосферы обсуждаемого в спектакле чувства. Показательны и застывшие живописные полотна эротизма, создающие тон и жанр взаимочувствия героев. Только вот всё изменяется, как тонко бы подметили сейчас древние, некогда так же широко смотрящие в космос и ищущие ответ. Изменяется не ведущая эмоция, меняется узор мозаики субъектно-объектных отношений – Бог играет джаз, используя ограниченный набор нот с неограниченным числом комбинаций. В «Иллюзиях» только 4 ноты, и это неклассическое танго Астора Пьяцолы с переливами и главным законом джазового «изменения» не может привести нас к мысли о гармонии ну хоть чего-нибудь. Неслучайно герои ищут эту гармонию в макромире – будь то розовая полоса заката, идеальный круглый камень или звёздная каша. Глубина резкости неизменно отказывает. Да и в природе нет круга, нет чисел – это иллюзия. Есть ли выход из этой квадратуры круга? Да. Меняемся местами, до свидания.

Елена Тараканова
Спектакль: Иллюзии