Казалось бы, при чем тут курица...

Пушкин, "Борис Годунов", постановка Николая Коляды, Коляда-театр, Екатеринбург. Премьера 15 марта 2011 года. Удача!

Честно говоря, читая анонсы в блоге Коляды, очень опасался, что спектакль будет "про политику". Слава богу, это оказались пустые разговоры. Местами, правда, кое-какие аллюзии на современность действительно можно увидеть. Например, самозванец - прекрасная карикатура на современного оппозиционера-блогера, орущего "Вперед", но мгновенно превращающегося в косноязычного червя при малейшей попытке развиртуализации. Впрочем очень может быть, что эти параллели случайны и возникли только в моей голове...

Это спектакль про одиночество и неблагодарность. "Я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы, я выстроил им новые жилища, я накормил их курицей, а они меня не ценят!" - вот основной посыл царя Бориса. К слову, если внимательно почитать блог Коляды, то эта тема там звучит тоже довольно настойчиво, так что анонс к спектаклю все-таки был... И сцена наполнения мясом матрешечьих утроб, перерастающая в истерику - одна из наиболее ярких. И одна из самый удачных у Ягодина даже не в спектакле, а может и вообще в его работах в Коляда-театре. Я, к слову сказать, на совсем разделяю восторги Коляды относительно этого актера - он, конечно, исполнитель сильный, но не настолько, как можно подумать из того же Коляда-блога. У него, как в общем и у всех, бывают удачи и неудачи... Но Борис Годунов - без сомнения успех. А самая сильная сцена - с юродиевым. Он там мало что сказал, но сколько всего прожил! И, если уж на то пошло, сцена с репетицией вступительного слова тоже замечательная. Но тут Ягодину придется разделить лавры с Колядой :-), это прежде всего здорово придумано, а затем да, прекрасно и точно сыграно.

И сцена смерти... Да, конечно, символика, образы, держава и все такое. Но Коляда-театр тем и замечателен, что они не умеют про играть про народ, они играют про людей. И в предсмертной сцене Ягодин играет не умирающего царя, а человека, озабоченного судьбой детей. Годунов Ягодина не пытается передать власть, он старается дать сыну наставления по выживанию. Самое главное для него - две деточки, две кровинушки... и сразу становится очевидным, что Коляда-театр не говорит этим спектаклем ничего нового, он на новом материале, в новых образах продолжает свою тему. И это правильно! А заявления, что спектакль "про политический момент" - ну что же, нормальная реклама, что делать, если публика не готова увидеть вечное в текущем...

Ну, а что касается художественного воплощения. Все эти крестные марши, иконы-гобелены, прыжки на стену... Ну, тут, пожалуй, Коляда тоже верен себе... хотя, конечно, было бы интересно увидеть и что-то новенькое. Я не был вчера потрясен так, как в свое время после, например, "Ревизора" или "Гамлета", но я прекрасно понимаю, что дело не в постановке, а только в порядке просмотра. То, что когда-то для меня было откровением, теперь стало ожидаемым... Для кого-то, кто придет на "Бориса Годунова" до других интерпретаций классики Колядой, шок открытия вполне может случиться и тут - рад за них, у них впереди еще очень сильное переживание. Впрочем, не удержусь и от небольшого ерничества: Цвиткис же в своем блоге предупреждала! :-)

От замечаний по мелочам воздержусь... хотя, конечно, есть, куда уж без этого. В целом - вполне удачная постановка Коляды, ни у кого такого больше не увидите. Так что не пропустите!

Коляда-театр - с премьерой!

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/392447.html
Спектакль: Борис Годунов