Фронтовичка

Сестра моей бабушки (как правильно назвать нашу степень родства?), Курченко Валентина Петровна, воевала в Отечественную войну на фронте. А после этого всю жизнь работала руководителем народных танцевальных коллективов. Грамот наполучала - можно дом обклеить. По-моему, даже звание какое-то имеет, чуть ли не заслуженный работник культуры. Хотя специального образования не получила. Сейчас она на пенсии, живет в Ростове. Вот тут она в списках: http://www.pobediteli.ru/russia/ug/rostovskaya/k/kur-kuja/index.html

Так что я знаю, о ком говорю. И все желающие сказать, что вчера на премьере "Фронтовички" в Коляда-театре воссоздали атмосферу послевоенных лет, заранее могут направляться в куда хотят. Может, песенки и те - да вот люди другие. И это не вина Плесняевой, что она не знает, кого играет, откуда ей, молодой девушке, иметь представление о нашей бабе Вале. Из кино, которое снимали те, которые видели войну в кино? Оно и видно.

Да еще и Марика Рекк эта дурацкая. Ну да, смотрели ее в те годы. Ну и что? Теперь как выведем на экран старый фильм, так уже и эпоху воссоздали? А вы представьте себе, что лет через шестьдесят пять наши не столь уж далекие потомки скажут: "А, 2010 год? Ну конечно, мы все про них знаем, они "Аватар" смотрели". Я конечно понимаю, что театральным деятелям трудно в это поверить, но жизнь-то состоит не из одного кино. И даже главным образом не из кино. И если кинозал в прологе - отличный эпизод, действительно создающий атмосферу, то вырядить Небылицу под эту самую Рекк - это все равно, как если в 2075 году, играя наше время, будут программистов мазать синей краской. Ну да, они же "Аватар" смотрели...

Драка Галины и Маши - это вообще что-то запредельное. Во-первых, никакая тыловая девица не кинулась бы на фронтовичку. Во-вторых, моя баба Валя таких Галин убивала, не марая рук. Просто размазывала по ближайшей стенке презрительным взглядом. А человек, который ставил Плесняевой кривляния в этой сцене, опять же знает о тех временах по фильмам восьмидесятых, причем, видимо, считая, что боевички Брюса Ли - это тоже про войну.

Про что пьеса-то? На самом деле конечно не история сержанта на Урале. Про любовь, верность, предательство. Про жажду жизни. Про поиски счастья. Про вещи, которые существуют всегда, были тогда и есть в наши дни. Которые когда-то война обнажила, сделала болезненно яркими. И которые так замечательно описывали писатели-фронтовики и показывали режиссеры, прошедшие войну. Но они-то говорили про свое время. А если драматург сейчас берется описывать то же самое на том же материале, то это называется "тожетакерство". Можно, конечно, пытаться навешивать псевдоученые слова: "типизация", "узнаваемые образы". Но вообще-то это называется по-простому: штамп. Писать нужно про живых людей, а их драматург может увидеть только в одном месте - в реальной жизни. Нужно поменьше смотреть кино и побольше вокруг себя - и материал для разговора на те же темы найдется.

Когда-то я уже говорил об этом после премьеры "Безымянной звезды".

Но спектакль-то замечательный! И именно потому, что он про те же самые вечные вещи. Крикливое общение с ученицами не делает Плесняеву ни учительницей, ни фронтовичкой. Но когда дело доходит до того, что она действительно понимает - радостное и тревожное ожидание встречи, удар, который приходится держать, потому что ничего другого просто не дано, и снова ожидание, уже неизвестно чего... Все это сделано, и сделано очень сильно. И последняя сцена в поезде - потрясающий по силе финал. Кстати, его играли еще Вера Цвиткис, и девушка, которую мне тоже захотелось запомнить - но обе, увы, даже не вошли в программку. Очень яркая сцена, эмоциональная, точная в деталях. Вот бы все так...

Очень неплохо сыграла Кошелева. Она мать - и она женщина, понимающая, житейски мудрая, и по житейски же беззащитная перед обстоятельствами. Про короткие штанишки Итунина говорилось уже много... так вот, не то, чтобы эта метафора совсем устарела, но дело, пожалуй, сдвинулось с мертвой точки. Нормальная работа. Небезгрешная, но с локальными удачами. Роли Федорова и Колесовой принесены в жертву той самой пресловутой "типизации"... Неплох Макушин.

Ягодин сыграл ниже того, на что он способен. Чего он с ножом-то кинулся? Вариантов много - и тут нужен четкий ответ. Не прописанный "в программке", а эмоции, прожитые артистом тут, сейчас, на наших глазах. Причем эмоции, идущие вторым планом, прорывающиеся сквозь старательную внешнюю сдержанность. Ягодин это может - вот и надо делать. И то же в сцене "возвращения с красавицей-женой". Надо сыграть все - и стыд, и решимость этот стыд вытерпеть ради будущего ребенка, и попытки уйти, спрятаться, и контратаки... Это сложно, но черт возьми, а как иначе-то?

Ну а в целом. Конечно, спектакль состоялся. Очень в стиле Коляды, на смеси быта и вечных вопросов. Немного все-таки царапает попытка использовать фронтовую тему как маркетинговый ход... Ну да ладно. Будут другие спектакли - будут и новые идеи. Главное - идти дальше. Ветер в лицо, шарфик развевается.

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/322464.html
Спектакль: Фронтовичка