Счастье мое

В среду, 21 июля, ходили в театр на Литейном. "Счастье мое", по пьесе Александра Червинского. Дальше я в некотором замешательстве, потому что в выходных данных в программке значится: автор спектакля Виктор Рыжаков, режиссер Татьяна Уфимцева. Я как-то не понимаю, что такое режиссер - не автор, и кто из этих двоих что конкретно делал. Но результат получился очень хорошим, так что для разового зрителя этого театра (я не надеюсь просмотреть у них хоть сколько-нибудь значимую часть репертуара. Другой конец страны все-таки...) все в полном порядке. Хотя, конечно, хотелось бы понимать...

Интересно сравнивать этот спектакль с "Фронтовичкой" в Коляда-театре. В обоих случаях действие происходит в сразу после войны. Но в этом случае драматург - человек, на себе испытавший ту обстановку, которую он описывает - и поэтому она кажется значительно более достоверной. Эпоха воссоздается по деталям! Старый учитель, не потерявший способность понять молодую девушку, директор, пытающаяся среди общей нищеты делать хоть что-то для других, а потому вынужденно суровая и непримиримая, сама Виктория, по житейски мудрая, но кажущаяся наивной и слишком верящей лозунгам, особенно с точки зрения тех, кто в наше время заучил другие лозунги. И отсутствующая на сцене Анна, всеми силами борющаяся за свое счастье, как она его понимает. Они неоднозначны - но именно поэтому они живые люди, а созданная картина воспринимается наполненной временем.

Наверное, роль Виктории выстроена все-таки несколько схематично. Написано - это одно, а вот поставлено и сыграно - это другое. В том, что в своем понимании и прощении Семена она слишком уж близка к крайностям, никакой необходимости не было. Пожалуй, в этом отношении сцена свидания Небылицы с потерянным любимым более эмоционально честна. Слишком уж Виктория однообразна в своей положительности... Хотя все это - лишь штрихи. Сыграно самое главное - стремление к счастью и готовность ради него все вытерпеть.

Оскар Борисович великолепно и придуман и сыгран!

Художественное оформление не очень оригинальное, но есть одна деталь, которая мне показалась важной. Спектакль идет на "камерном пространстве большой сцены". Это правильно! И дело даже не в том, чтобы приблизить зрителя и артистов. Существеннее другое. Создатели спектакля (кто все-таки конкретно?) вынули зрителей из удобных театральных кресел, не оставили им позиции комфортного созерцания. Мы присутствовали в этой школе с момента входа в зал, со звонка школьного колокольчика... Это не мелочь, это то самое внимание к деталям, без которого не создать нужного эмоционального настроя. А ведь это и есть театр!

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/346367.html
Спектакль: Счастье мое