"Дети солнца" в театре на Васильевском

Теоремы существования в некотором смысле очень просты. Для их доказательства достаточно привести пример - и все. Ну да, я понимаю, что сказать "привести пример" проще, чем сделать. Но все-таки когда пример предъявлен, факт существования становится неоспоримым.

Для иллюстрации рассмотрим утверждение: "Театр еще не выродился". Как его доказать? Ну, можно предъявлять косвенные доказательства путем написания обзорно-критических статей, пытаясь объяснить, что многочисленные нынешние кривляния - это, мол, и есть театр. А можно просто приехать в Петербург, сходить в театр на Васильевском на "Дети солнца" Владимира Туманова по пьесе Горького. И никаких сомнений не остается. "Можно ли в наше время..." - рассуждают критики. Да! Можно! Можно играть спектакли по классическим пьесам так, что они не оставляют равнодушным современный зал. Да, можно бережно относиться к литературной основе, и держать внимание зрителей три часа без перерыва. Да, можно не материться на сцене, не принимать вычурных поз, не делать из актеров ходячих кукол, и тем не менее оставлять четкое впечатление, что у спектакля есть автор, которому есть что сказать, и который может это сказать на выбранном драматургическом материале. И чтобы понять это, не нужно вступать в споры о системах Станиславского, Михаила Чехова и прочее. Нужно просто прийти в театр на Васильевском.

Правда, само по себе понимание существования не дает ответа на вопрос: "А как это достигается?". Но ведь и это все просто, нужно прийти и увидеть, как. Собственно, две всем известные (но от этого, увы, не менее редкие) составляющие. Во-первых, искренняя игра артистов. Не "создание образа интеллигента", а простое проживание здесь и сейчас того эпизода, который случился в жизни твоего персонажа. "Проживание здесь и сейчас" - ну кто же этого не знает? Ну, на уровне "потрепать языком" знают все. А артисты в театре на Васильевском это делают - и невозможно оторваться. Да, в пьесе есть лозунги и обобщенные рассуждения, но в пьесе есть живые люди, которые просто живут. Хотят своего счастья, надеются, страдают и отчаиваются, смиряются, дают сдачи, ждут и опаздывают... Вот эти человеческие эмоции и проживают актеры на сцене... А художественные образы, социальные подтексты, аллюзии на современность - это все так, побочные продукты. Которые конечно есть - а куда они денутся! Есть как миленькие, хоть сейчас садись и пиши рецензию о "роли русской интеллигенции" в стиле Васисуалия Лоханкина. И пишут, достаточно взглянуть на аннотацию к спектаклю в программке.

И вторая составляющая - это очень точное чувство меры. То, что называется "художественный вкус". Решение спектакля невозможно обвинить в натурализме, в нем есть все, что свойственно современному театру. Есть и символизм мизансцен, есть и образность в декорациях, есть и неожиданные ходы. Да и хохмочки есть, куда же без них. Но все это очень точно, органично. Не само по себе, а в рамках общей идеи спектакля. Жанр спектакля - "Русская кадриль". И как и положено в кадрили, танцоры сходятся и расходятся, в конце концов оказываясь все-таки со своим партнером... пусть даже и в трагическом варианте Лизы и Чепурного. И нет в этой постановке ничего, что не играло бы под музыку этой кадрили, нет образов ради возбуждения экзальтированных театралок, нет поз ради иллюстраций того, чего не смогли сыграть действием, нет шуточек ради разового смешка в зале. Есть целостность. Да, есть кость журналистам в виде монологов о "детях солнца" - ну, они за нее хватаются, я, в общем-то читал отзывы. В школе за такие сочинения рецензенты получили бы свою "пять". Что поделать, каждому свое.

Мне - подтверждение, что театр есть! Это ведь довольно сложно, ходить по новомодным театральным поделкам и не потерять веры в существование театрального искусства. Конечно, в математике для подтверждения существования достаточно одного примера. А в жизни повторение результатов добавляет уверенности. Да и в конце концов, просто дает прекрасный вечер. Что тоже важно :-)

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/404888.html
Спектакль: Дети солнца