Про "Эхо..."

"Леди Макбет Мценского уезда" - спектакль Курганского государственного театра драмы. По повести Николая Лескова, Орловская область. Инсценировка Ярославы Пулинович, Екатеринбург. Режиссер-постановщик - Анна Бабанова, Омск. Сценография - Олег Головко, художник по костюмам - Светлана Матвеева, оба - Санкт-Петербург. Режиссер по пластике - Игорь Григурко, Москва. Музыкальное оформление - Игорь Ясипович, Ярославль. На этом урок географии заканчиваем, переходим собственно к спектаклю :-).

Прежде всего хочу сказать, что отказываюсь от своего негативного мнения о Курганском театре, построенного на одном виденном ранее спектакле. Собственно, когда я шел вчера в "Урал", я прежде всего на это и надеялся. Все получилось, ура! В окрестностях Свердловска, в пределах автомобильной досягаемости есть еще один театр, про который не стану говорить, что сильно замечательный (все-таки этот "Сон в летнюю ночь" был, никуда не денешься), но безусловно интересный. Как детектив - не знаешь, что от них ждать :-) Согласитесь, хороший детектив - это же увлекательно!

Между прочим, кто не в курсе, спектакль игрался в рамках минифестиваля "Эхо Коляда-plays". Летом на собственно Коляда-plays они получили гран-при, что, кстати, успели типографским способом зафиксировать на своих программках (так и надо!). На самом фестивале я на этом спектакле не был, но зато видел кое-что из конкурентов, и я не вижу противоречий в решении жюри. Ну, то есть сам-то я Вологодскую "Наташину мечту" оценил бы повыше, но и вердикт жюри вполне принимаю. Все в рамках нормального разброса мнений, за три сигмы никто не выпадает. :-) Будем считать, что я просто оказался в меньшинстве. Кстати, "Наташина мечта" вологодского ТЮЗа сегодня в рамках того же "Эха..." в Коляда-театре, мы идем. Это не реклама, билетов, насколько я знаю, уже нет.

А теперь собственно к спектаклю. Есть один серьезный минус, на который просто необходимо указать Курганскому театру - у них не отмечена программка! Черт возьми, я не знаю, кому сказать спасибо за роль Катерины Измайловой. Впрочем, не было ни одной слабой актерской работы, так что спасибо можно сказать сразу всем. Действительно очень хорошо! Образы точны, эмоции ярки и читаемы, в том числе и те, которые сдерживаются и проходят вторым планом. Что, кстати, не противоречит предыдущему опыту, исполнители в Курганском театре есть! И очень-очень неплохие!

Постановка очень цельная. Образ тюрьмы, и в купеческом доме, и на каторге - все сплошная тюрьма, в которой бьется Катерина в поисках человеческой любви. А нет ее! В застенках живут по другим законам. И даже казнь становится полетом, потому что хотя бы вместе...

Кстати, если уж о режиссерских находках, то чуть-чуть снова о фестивале... А чего это трупы из дверей выпадают, как летом на спектакле студии Гончарука?

И об инсценировке. Самое приятное в ней - уважительное отношение к автору. Что-то последнее время столько приходится видеть всякого "по Гоголю" или "по Чехову", так что было страшновато за Лескова. Но нет, все в порядке. К слову сказать, при этом становится как-то очевидным, что "новая драма" - не такая уж и новая. В том смысле, что не на пустом месте возникла, были и у нее предшественники, которых сейчас принято считать классиками. А то, что в первом акте действие идет с некоторым нарушением хода времени (допрос, а сцены в купеческом доме - как воспоминания) - ну, это вполне оправданный прием переноса на сцену.

Только вот что. Если уж прием выбрали - надо идти до конца. Что это за прием, который только до антракта? В результате, к слову сказать, половинки получились какие-то неравнозначные. Первое действие - подробное, обстоятельное, а второе - какая-то скороговорка. Я понимаю, что это установка Коляды - второе действие короче, а то скучно :-). Но мне не было скучно! Мне хотелось видеть развитие ситуации на эмоциональном уровне, просто последовательность событий я и из книжки знаю (кстати, не уверен, что не читавший зритель понял финал...).

Причем на мой взгляд, продолжение приема просто напрашивалось. Нужно было заменить следователя на троицу мертвецов - и из описания арестантского быта действие превращалось в кошмар Катерины, длящийся и во сне, и наяву. Причем, это же было - но почему только один раз? Чего испугались? И кто, кстати? Драматург не увидела возможность или режиссер помарала? Не важно. Важно, что от второго действия осталось некоторое ощущение скомканности...

Между прочим, это я не критикую. И уж тем более ничего не предлагаю, предыдущий абзац можете не читать! :-) Это мне просто жаль расставаться со спектаклем, вот я и тяну время... Сейчас нажму кнопку "отправить" - и все закончится. Но, как сказал поэт, "зато я буду знать, что был такой спектакль". "И я там был", ага.

Нет, правда, очень хороший спектакль. Всем спасибо! В том числе и организаторам за саму возможность увидеть то, на что не попал летом. Нельзя объять необъятное... сразу. Но со временем все сбудется! И сбывается!

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/368968.html