В воскресенье после "Понедельника"

Немного мыслей про вчерашний спектакль Юрия Бобкова "Понедельник после чуда" по пьесе Уильяма Гибсона в челябинском театре "Манекен".

Я уже говорил, что хождение по театрам напоминает ловлю жемчуга? Если нет, то имейте это в виду - сходство есть! Спектакль, на который собираешься, чем-то похож на закрытую ракушку. Раскрываешь - а там... ну, каждый раз по своему. Чаще, увы, это просто мертвая пустая ракушка. А то и какие-нибудь неприглядные потроха очередного моллюска. А иногда - переливающаяся на солнце жемчужина. Они опять же разные. Большинство достойны того, чтобы быть нанизанными на нитку рядом с другими бусинками. Совсем редко - коллекционные экземпляры...

"Понедельник после чуда" - несомненно жемчужина. Не скажу, что в чем-то выдающаяся, но безусловно подтверждающая простую мысль - не все раковины мертвые. Если искать, то иногда такие спектакли все-таки встречаются. В которых никто не пытается заигрывать с публикой, у которых жанр обозначен как "психологическая драма" и это на сто процентов правда. После которых на глазах у зрителей стоят слезы (я видел!), но публика стоя аплодирует артистам. В которых никто не бегает без штанов, никто не ругается матом, никто не поет и не пляшет - а два с лишним часа невозможно оторвать глаз. Которые не просто дают, а просто требуют от людей в зале того, что так редко встречается в жизни - сопереживания другому человеку. И не надо говорить, что публика к этому не готова, что им лишь бы посмеяться. Черта с два! Очень может быть, что люди, пришедшие в "Манекен", и на самом деле ожидали чего-то подобного (в зале в том чесле была и группа старшеклассников, как я понимаю, культпоход). Но театр сделал свое дело, и на выходе это были чуть-чуть другие ребята. Я их видел...

Сейчас, когда эмоции поуспокоились, я понимаю, что, конечно, не все в спектакле гладко. Пожалуй, Джон Мейси все-таки решен несколько поверхностно... У меня нет серьезных претензий, но мне кажется, что нюансов в этом характере все-таки больше, чем сделал Алексей Бутин. Впрочем, это даже не претензия, просто если прикидывать "на себя", то я бы видел чуть-чуть другие акценты. Но в "Манекене" сконцентрировались на главном конфликте, на взаимоотношении трех персонажей, для каждого из которых есть момент, когда он считает себя лишним... и пожертвовали для этого прочими деталями. И прекрасно, у них есть свой взгляд, и есть мастерство, чтобы свои идей реализовать - чего еще надо?

И ведь ничего сверхъестественного нет... Хорошая пьеса, спокойно и точно сыгранная, без неуемного желания соригинальничать, но с точной и подробной проработкой характеров. Спокойное художественное решение, без вычурностей и "авангарда", но очень точное, с прекрасной и очень функциональной организацией пространства и с нетривиальным (хотя и внешне простым) способом это пространство трансформировать. Ой, что-то я умничать начал, пора заканчивать.

Ловля жемчуга - она ведь большого ума-то не требует. Это, что называется, для души.

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/421577.html