Не верьте!

Были вчера на премьере в Коляда-театре. "Безымянная звезда". Пьеса Михаила Себастьяну.

Совершенно непохоже на то, что до сих пор видел у Коляды. Как ни странно, но непохожесть заключается именно в большей, чем обычно "классичности" спектакля. Гораздо меньше образов, поставленных режиссером, гораздо большее зависит от игры актеров. Спектакль не выглядит разбитым на отдельные сцены, все связано одним течением событий... Наверное, мне нравится эта эволюция. Пожалуй, как-нибудь напишу об этом отдельно, а пока - про вчерашний вечер.

Не справились с пьесой! Увы, но так. Не знаю, чем это вызвано... Вроде артисты не слабые. Но почему-то не захотели играть живых людей. Штампы! Весь спектакль - штампы!

Хуже всех - главный герой. Можно, конечно, решать роль и в виде какого-то местного дурачка... Но таковым нельзя оставаться все время, иначе дурой оказывается Мона. Что-то же она должна в нем разглядеть! А значит это что-то должно быть с самого начала... А нет! Для меня первый сигнал прозвучал в сцене, когда Марин получает свою книгу. Вот эти всхлипы - что это, если не штамп "Восхищение"? Я уже не говорю о том, что это просто не вяжется со смыслом происходящего. Книга, которую получил Марин - справочник. И все, что ему от нее нужно - убедиться, что в нем нет его звезды. Так что нечего ему стонать. Лихорадочный поиск нужной страницы... Ну где же, где... Наконец нашел... забыв про все читает список... Да! Она отсутствует!!! Еще раз проверил... Это действительно МОЯ звезда!!! Я победил! Все, книга больше не нужна. Ну, неудачники, что тут у вас происходит? Да не нужна вам эта книга, в ней ничего нет!

Марин отдает двухмесячное жалование за книгу, которую не собирается читать! Это непонятно обитателям румынского городка... увы, это, похоже, непонятно, и в Коляда-театре.

Черт возьми, но это же азы актерской профессии - попытаться прочувствовать своего героя. Ну хотя бы смысл произносимых слов-то нужно понимать? Готовишься к роли - попытайся ощутить себя хоть на минуту Марином Мирою, посмотри в словаре, что такое Алгол - там написано, что это язык программирования (кстати, во время действия пьесы еще несуществующий)! Может станет интересно... персонажу-то стало бы! Может тогда получится прочитать следующую словарную статью. "Алголь" - яркая звезда в созвездии Персея. А вдруг станет интересным и про Большую Медведицу узнать - глядишь, и попадутся сведения о том, что звездочка, по которой со времен древних греков проверяют остроту зрения, называется Алькор. "Неужели вы никогда не смотрели в небо!" - восклицает герой. Кстати, а сам Олег Билек когда-нибудь видел голову Дракона в небе? И раз уж заговорили о словарях, что там написано про слово "лицемерие"?

Девочку-школьницу выгоняют из школы, и она бежит домой к учителю... Вы что, считаете, что ей этот учитель безразличен? И что в таком случае должно происходить у нее в душе, когда она застает у него шикарную даму? Судя по тому, что нам вчера показали, ничего, кроме штампа "Ах, какое платье". Ужас какой-то...

Да и вообще, юродиевость учителя явно завышена. Штамп в наихудшем проявлении. В возрасте Марио я был учителем. Преподавал не в столице. Вовсе не был миллионером (я и сейчас не миллионер), внешне, во-всяком случае, выглядел не как Григ. Тогда активно занимался математикой... Это что, я должен себя узнать в этом Мирою? Плохо же вы меня знаете! Да и при чем тут я! Коляда вон преподает в провинциальном театральном ВУЗике, ходит в тюбетейке, тратит деньги на театр... Он что, ходит на полусогнутых? Или я плохо знаю людей? Кого конкретно изображает Билик? Какого живого человека? Да никакого!!! Штамп, просто штамп.

Те же вопросы и про Удрю...

Кстати, есть ощущение, что сам-то Билик безусловно способен на большее. Похоже, что все проблемы - просто в неправильном понимании того, кого он играет. Но тем не менее, то что он делает, он делает весьма последовательно, ни на секунду не выпадая из образа... Еще раз, играть нужно человека - и все получится.

Мадемуазель Куку вообще-то женщина? Унтер Пришибеев - хороший образ, но он уже однажды использован, каждое его копирование - штамп. Как она относится к окружающим? Как она относится к тому же Мирою. Мадемуазель-то? Девочка пришла на вокзал, когда там оказался учитель, мадемуазель Куку чем занимается? По-моему, так пытается выставить конкурентку в невыгодном свете... Это если взаимоотношения людей играть. Рукоприкладство не предусмотрено никакими правилами, и если она в присутствии коллеги пренебрегает ими, то, во-первых, у нее должны быть к этому личные мотивы, а, во-вторых, значит она смотрит на учителя не просто как на коллегу. Допустим, что это все так - где эти взаимоотношения сыграны в дальнейшем?

Кстати, раз уж заговорили о Чехове... мне кажется, что "Безымянная звезда" близка по смыслу и по духу к его пьесам. Ну ладно, это мой личный взгляд, никого он не касается.

Маковцева играет нормально. А сцену скандала на вокзале - так даже замечательно... Но вся пьеса ведь построена вокруг одного эпизода - человек впервые увидел звездное небо! И если этого момента нет, если он не сыгран, то нет вообще ничего. Все стрельбы глазами в сцене у окна - это все мимо!!! Рот нужно открывать именно тут...

Такое ощущение, что и Григ - штамп. Я, правда, не знаком с этим миром, не мне судить, пусть кто-нибудь из любителей гламура оценит, насколько он достоверен. Я не верю.

А вот Федоров хорош! Характерная роль...

Сама постановка, конечно, как всегда на высоте. Хорошее художественное решение. А то, как сделан перрон, так и вообще замечательно. И все эти фонари в тумане - очень красиво.

Мне почему-то кажется, что этот спектакль для Коляда-театра - шаг у каком-то новом направлении. Поживем-увидим. В любом случае спектакль стоит того, чтобы его увидеть... и, кстати, может быть сделать другие выводы. То, что написал я - это только мой взгляд. Кстати, связанный еще и с тем, что я привык к высочайшему уровню спектаклей Коляда-театра. Разбаловали :-) По инерции жду чуда на каждом спектакле.

Но что увидел, то и написал...

Оригинал: http://fdo-eq.livejournal.com/217993.html
Спектакль: Безымянная звезда